Легендарная «копейка» самый «неубиваемый» автомобиль.

Ровно 46 лет назад, 19 апреля 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый ВАЗ-2101 – самая успешная машина в истории отечественного автомобилестроения. В день рождения легендарной «копейки» предлагаем вашему вниманию семь интересных фактов о ней.

1. Прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский Fiat 124 

В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством Fiat договор о сотрудничестве. А уже в августе того же года было решено, что прототипом советского седана станет Fiat 124 – на тот момент одна из самых удачных машин, «автомобиль 1967 года в Европе».

Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям Fiat прошел основательную подготовку – в общей сложности было внесено более 800 изменений. В частности, двигатель стал верхневальным, переработали и усилили сцепление, была полностью заменена задняя подвеска, клиренс увеличили на 3 см, до 17 см, у автомобиля появилось полноценное отопление.

Добавились и небольшие внешние изменения: зеркало заднего вида, буксирные проушины, «клыки» на бамперах. Для дверных ручек в салоне придумали специальные выемки, сами двери стали шире, а багажник – вместительнее. После доработок ВАЗ-2101 стал тяжелее Fiat 124 на 90 кг. Его масса составила 945 кг.

«Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной для самой фирмы Fiat. Итальянцам удалось накопить уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации. Ну и, конечно, такие нововведения были оценены и советскими автовладельцами. Именно благодаря «Жигулям» наши автолюбители узнали, что в суровые морозы в машине может быть тепло и насколько простым может быть зимний запуск двигателя.

2. Как ВАЗ-2101 получил название «Жигули»

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Было подано около 55 тыс. предложений, среди них и такие оригинальные названия для новой модели, как «Фиалка», «Мемориал», «Перворожец» или «Директивец». Выбрали название «Жигули», которое, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, было предложено конструктором А.М. Чёрным. Так называются горы недалеко от Тольятти.

В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось прозвище «копейка».

Среди предложений читателей «За рулем» было и название «Лада», которое впоследствии спасло советский экспорт. Когда «Жигули» стали поставляться за границу, тут же возникла проблема с названием. Иностранцы не только не могли правильно произнести его, но оно еще имело неприличные значения сразу в нескольких языках. Например, на арабском «жигули» созвучно слову «вор», а в Испании – «жиголо».

Было принято решение придумать название для экспортных автомобилей Волжского автомобильного завода. Так, в 1973 году появилось новое название «Лада». Сегодня «Лада» – это основной бренд АВТОВАЗа.

3. В 1971 году «копейка» вышла на мировой рынок

Экспортный вариант автомобиля назывался LADA 1200. Эти автомобили успешно продавались в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Югославии. LADA 1200 появилась на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Египта и Нигерии.

В некоторых странах наша «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101. Они выпускались практически на полупромышленной основе и широко использовались как маршрутные такси.

Читай продолжение на следующей странице

Легендарная «копейка» самый «неубиваемый» автомобиль.